Фарфоровые статуэтки «Хозяйки медной горы», «Плясуньи», «Украинки» и многочисленные фигурки детей, зверей и героев русских сказок знакомы нам с детства. Их любили наши бабушки и мамы. В бытность Советского Союза они были одним из немногих доступных вариантов декора квартиры, ценились в качестве подарка. Прошли годы и оказалось, что многие статуэтки из советских сервантов и стенок представляют серьезный художественный и коллекционный интерес. Их стоимость начинается от нескольких тысяч рублей и доходит до миллионов.
Одно из самых дорогих направлений – агитационный фарфор – тарелки, чайные и кофейные пары, вазы и целые сервизы, украшенные лозунгами и сюжетами, пропагандирующими революционные идеи. Такие предметы активно создавались в период становления молодой советской республики в 1920-40 годы и вплоть до 60 годов. А появились они случайно.
На национализированном после революции Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге обнаружилось много готового не расписанного фарфора, который решили использовать для пропаганды советского строя. Новое художественное явление, в котором переплелись стилистика плаката, лубка, элементы ар деко и супрематизма, создавалось рядом талантливых художников, среди которых Сергей Чехонин, Наталья Данько, Александра Щекотихина-Потоцкая. Свое видение посуды нового социалистического быта предложили и такие знаменитые живописцы как Кустодиев, Петров-Водкин, Малевич, Кандинский.
Предполагалось, что тарелки с пролетарскими призывами «Земля трудящимся!», «Кто не работает, тот не ест!», «Царству рабочих и крестьян не будет конца!» должны попасть в каждую семью и способствовать воспитанию нового человека. Однако до народа агитфарфор так и не дошел: наладить массовый выпуск продукции, расписанной вручную оказалось утопией. В итоге его стали поставлять на экспорт, дарить послам и дипломатам.
Сегодня фарфор с революционными лозунгами и портретами вождей – мечта многих коллекционеров и надежная инвестиция. На мартовском аукционе советского авторского и малотиражного фарфора в Москве стартовые цены на агиттарелки варьировались от 23 до 1 миллиона 200 тысяч рублей.
Агиттарелка по рисунку Н. И. Альтмана, 1924 г. Эстимейт 1 200 000 ₽ Аукцион в Москве, март 2019 г.
Коллекционный, художественный и декораторский интерес представляют также более массовые и не такие дорогие, но от этого не менее ценные фарфоровые статуэтки советских времен.
Расцвет фарфоровой промышленности в Советском Союзе пришелся на 50-70-е годы 20 века. Постепенно сложились главные направления, которые определили сюжетность отечественного фарфора: дружба народов, материнство и детство, спорт, балет и литература. Советские фабрики, которых в огромной стране насчитывалось около 200, массово производили фигурки школьников и лыжниц, юных пионеров и футболистов, героев народных сказок и произведений русских классиков. Позже, добавилась космическая тема, отдельным направлением было создание изделий к памятным датам.
Многие модели выпускались десятилетиями. Одну и ту же фигурку или серию могли изготавливать разные заводы, поэтому часто у таких «собратьев» заметны небольшие отличия: в оттенках цветов, выражении лиц, в каких-то мелких деталях. С художественной и коллекционной точек зрения, самые ценные – первые партии, которые создавались на творческом подъеме. Например, «Цыганка» Дулевского фарфорового завода 1950 года; «Коза и семеро козлят» или «Юная узбечка» Ленинградского фарфорового завода, 1950-х годов. Их отличает тщательная роспись, тончайшая проработка деталей. Со временем, как правило, все ставилось на поток.
Мама с коляской. Дулево, 1950-е.
"Зимний дворик", СССР, 1980-е. Аукцион "Антарес", 18 200 руб.
"Красная шапочка", скульптор Л. Клименкова-Краузе, СССР Песочное 1940-е. Антикварный дом "Антарес", 6 500 руб.
"Снегирь", Ленинградский фарфоровый завод, Антикварный дом "Антарес", 650 руб
История развивается по спирали и спустя сто лет, мы снова восхищаемся конструктивистким дизайном, яркой авангардной плакатной и книжной графикой, сталинским ампиром и переосмысливаем советское художественное наследие. Так и знакомые фарфоровые фигурки из прошлого: когда-то утерянные, а теперь вновь приобретенные, становятся интересными артефактами, историческими и художественными открытиями и источником вдохновения.