Гравюра ДЕБРИ Лебединский Б.И. 1947 г
Просмотров: 1199
Артикул: 17583
Описание
Материал: Бумага
Страна: СССР
Время: не задано
Год: 1950
Автор: Лебединский Б.И.
Состояние: Отличное
Длинна: 26 сантиметров
Ширина: 36 сантиметров
Доставка осуществляется по всему миру в спецупаковке
Борис Иванович по праву считается мастером живописного пейзажа, родоначальником школы иркутской графики, одним из ярких представителей сибирского эстампа, автором знаменитых графических и живописных серий по истории Иркутска и природы Байкала.
В Иркутске его называют великим сибирским художником. Виды старинного Иркутска, величественные пейзажи Байкала и сибирской тайги словно оживают в яркой, чистой живописи и филигранной графике Бориса Ивановича Лебединского, одного из родоначальников художественной школы Восточной Сибири.
«Сибиряк» Лебединский родился практически по соседству с Новгородом – в г. Луге тогдашней Петербургской губернии, в семье священника.
Обучался в санкт-петербургской Духовной семинарии, но священником не стал – победила давняя, еще с детства, страсть к рисованию. Художественное образование получил в Центральном училище технического рисования барона Штиглица в Санкт-Петербурге (известное училище им. В.П. Мухиной, ныне Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица), а также в Рисовальной школе Императорского Общества Поощрения Художеств. Специализировался по классу офорта и гравюры у знаменитого В.В. Матэ. Прочную профессиональную выучку Лебединский получил и у авторитетных И.Я. Билибина, Н.К. Рериха, А.А. Рылова.
Кумиром Лебединского был Иван Иванович Шишкин: по семейному преданию, именно детская встреча в окрестностях Луги, когда Борис увидел знаменитого пейзажиста за работой, определила его стремление стать художником.
В 1912 году в его жизнь входит Новгород. Семья Лебединских приобретает землю на станции Званка Новгородской губернии, и у Бориса появляется возможность посещать Новгород, знакомиться с достопримечательностями. Тогда же были сделаны и первые зарисовки Новгородского кремля. Офорт «Новгородские стены» был представлен им на выпускной экзамен, а весной 1914 года на Международной выставке печатного дела и графики в Лейпциге «Новгородские стены» принесли молодому художнику серебряную медаль.
В Первую мировую Борис Лебединский был мобилизован на армейскую службу, но через полгода комиссован из-за болезни легких. Службу он проходил в Старой Руссе, в 178-м пехотном запасном батальоне, в казармах Вильманстрандского полка. Один из сослуживцев, полковой врач Михаил Павлович Глинка, стал его добрым знакомым на долгие годы.
Как художник, Лебединский много путешествует: он побывал в Карелии, Финляндии, на Урале, участвовал в составе экспедиции в поездке по Сибири. Сибирь произвела на него неизгладимое впечатление. Настолько, что в 1917 г. художник с семьей, женой и дочерью, переехал на жительство в Иркутск. Здесь их и застала весть о свершившейся в России революции.
Лебединский активно участвует в художественной и общественной жизни Иркутска: преподает рисование и черчение в учебных заведениях города, состоит Председателем Совета картинной галереи художественного музея, а потом занимает там должность хранителя. Занимается книжной графикой в качестве художника-иллюстратора Иркутского губернского издательства (впоследствии Восточно-Сибирского краевого издательства).
Борис Иванович Лебединский был деятельным членом Иркутского общества художников, непременным участником всех его выставок. В Сибири в творческую биографию художника, наряду с пейзажем, вошла и осталась одной из ведущих на всю жизнь тема исторического прошлого Иркутска. На посту председателя Иркутского общества художников Борис Иванович много сделал для объединения художественных сил в помощь культурному строительству новой Сибири. Иркутск делегирует его на I Всесибирский съезд художников, проходивший в Новосибирске.
Художник Лебединский, с юности увлеченный палеогеологией, экспедициями в дальние уголки Родины, был активным членом Восточно-Сибирского отделения Русского географического общества. По линии РГО работал в Комитете Севера, принимал участие в создании Сибирской советской энциклопедии.
В 1932 году Борис Иванович уехал в Ленинград. Сам Вениамин Петрович Семенов-Тян-Шанский, выдающийся географ, пригласил его научным сотрудником в свое любимое детище – Центральный географический музей, третий, после Эрмитажа и Русского музея, по богатству фондов. Лебединский участвует в создании видовых картин и панно, панорамных макетов, рельефных карт, географических моделей. Через этот замечательный музей, не имевший себе равных ни у нас, ни за границей, прошли все школьники Ленинграда и масса иностранных экскурсантов, открывая для себя удивительный мир географии.
Вдохновенный и самоотверженный труд в музее был прерван в апреле 1933 года. Б.И. Лебединский был осужден по ст. 58-10 и 11 УК за хранение антисоветской литературы – согласился помочь выселенной семье арестованного знакомого художника, не знавшей, куда деть библиотеку.
Этим знакомым художником был художник-реставратор и искусствовед Борис Васильевич Шевяков, научный сотрудник Новгородского исторического музея, мемориальная доска которому в рамках проекта «Последний адрес» совсем недавно была установлена на здании Никитского корпуса в Новгородском кремле. По сфабрикованному делу, за причастность к новгородскому филиалу контрреволюционной организации «Российское студенческое христианское движение», Б.В. Шевяков вместе с 12-ю новгородскими музейщиками в 1933 г. был осужден на 10 лет лагерей. Расстрелян в 1937 г.
Борису Ивановичу Лебединскому присудили пять лет лагерей. Отбыв год на страшных Соловках, он был условно-досрочно освобожден после многочисленных ходатайств и прошений о помиловании (говорят, что не обошлось без помощи Е.С. Пешковой, не раз в те годы вытаскивавшей из тюрем деятелей культуры). Проживать в Ленинграде Лебединскому строго воспрещалось, и художник с женой и дочерью выехал на жительство в уже знакомую Старую Руссу.
В Старой Руссе, при клубе фанерного комбината, Лебединский создает изостудию для рабочих комбината и их детей, со временем ставшую показательной, гордостью Ленинградской области: с рисовальным классом, граверной мастерской, фотолабораторией. Уже через несколько лет его студийцы с успехом выставляли свои работы в Ленинграде и Москве.
Среди хлопот и забот о студии Борис Иванович находил время и для собственного творчества. Из Старой Руссы он участвует в столичных выставках: так, в 1941 году, в Государственной Третьяковской галерее участвует небольшой работой маслом «Весна в Старой Руссе». Жизнь в новгородских краях возвращает художника к теме древнего Новгорода. Лебединский создает серию линогравюр: «Звонница Ярославова двора», «Башня Кокуй», «Ключевая башня», «Княжая башня», «Евфимьевская башня», «Новгородские стены», «Южная стена Кремля».
С началом войны, уже под бомбежками, практически с последним эшелоном, Лебединские эвакуировались в Горьковскую область. А в Старой Руссе остались все работы художника, итог 30-летнего труда (закопанные перед спешной эвакуацией офортный станок и 300 живописных и графических работ оказались безвозвратно утраченными).
В эвакуации художник находит себе работу – учителем в сельской школе, избачом, художником-оформителем.
В Иркутск Борис Иванович вернулся только в 1944-м. И сразу с головой окунулся в работу. Он преподает в художественном училище, работает художником Иркутского отделения Художественного фонда СССР, активно участвует в послевоенных областных, республиканских, всесоюзных выставках. Ярко Б.И. Лебединский проявил себя и на общественном поприще – возглавлял Иркутскую комиссию по охране памятников старины и искусства; в течение трех созывов избирался депутатом Иркутского городского Совета.
В Иркутске творчество художника обрело необыкновенную популярность и востребованность. Большими тиражами издаются его альбомы графики и живописи – с видами старого и нового Иркутска, природы Байкала. К слову, альбомы Лебединского о Байкале способствовали возникновению в 1960-х годах в СССР общественного движения в защиту уникального озера.
За заслуги в развитии советского искусства художник был удостоен звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР, награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Бориса Ивановича Лебединского не стало в 1972 году. В знак признательности к масштабу его личности в истории Иркутска на доме, в котором жил художник, установлена мемориальная доска.
Его произведения находятся в собраниях центральных музеев страны: Русского музея, Третьяковской галереи, Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, многих крупных коллекциях сибирских городов. Есть его произведения и в собрании картинной галереи Старорусского филиала Новгородского музея-заповедника: офорты, линогравюры, автолитографии новгородской, старорусской и сибирской тематики, переданные семьей художника.
Возвращению имени художника на Новгородскую землю способствовали выставки, организованные в Старой Руссе к его юбилейным датам. Большая персональная выставка Б.И. Лебединского состоялась в 2009 г. по инициативе внучки художника и носила символичное название «Возвращение». Екатерина Киселева, внучка Бориса Ивановича, тоже художник-график,
вот уже 10 лет живет в Великом Новгороде, переехав сюда из Иркутска. Ее стараниями память о замечательном мастере Борисе Ивановиче Лебединском живет на Новгородчине. 125-летие художника было отмечено большой выставкой его графических работ в залах Новгородской областной библиотеки и теплым вечером воспоминаний.