Гравюра ДЕБРИ Лебединский Б.И. 1947 г

240 000 ₽

Просмотров: 39

Артикул: 17583

Описание

Материал: Бумага

Страна: СССР

Время: не задано

Год: 1950

Автор: Лебединский Б.И.

Состояние: Отличное

Длинна: 26 сантиметров

Ширина: 36 сантиметров

*Бумага,тушь

Местонахождение: Екатеринбург

Доставка осуществляется по всему миру в спецупаковке

Бори́с Ива́нович Лебеди́нский ( 1891 — 1972 )— советский график, живописец. Заслуженный деятель искусств РФСР (1957).

Борис Иванович по праву считается мастером живописного пейзажа, родоначальником школы иркутской графики, одним из ярких представителей сибирского эстампа, автором знаменитых графических и живописных серий по истории Иркутска и природы Байкала.

В Иркутске его называют великим сибирским художником. Виды старинного Иркутска, величественные пейзажи Байкала и сибирской тайги словно оживают в яркой, чистой живописи и филигранной графике Бориса Ивановича Лебединского, одного из родоначальников художественной школы Восточной Сибири.

«Сибиряк» Лебединский родился практически по соседству с Новгородом – в г. Луге тогдашней Петербургской губернии, в семье священника.

Обучался в санкт-петербургской Духовной семинарии, но священником не стал – победила давняя, еще с детства, страсть к рисованию. Художественное образование получил в Центральном училище технического рисования барона Штиглица в Санкт-Петербурге (известное училище им. В.П. Мухиной, ныне Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица), а также в Рисовальной школе Императорского Общества Поощрения Художеств. Специализировался по классу офорта и гравюры у знаменитого В.В. Матэ. Прочную профессиональную выучку Лебединский получил и у авторитетных И.Я. Билибина, Н.К. Рериха, А.А. Рылова.

Кумиром Лебединского был Иван Иванович Шишкин: по семейному преданию, именно детская встреча в окрестностях Луги, когда Борис увидел знаменитого пейзажиста за работой, определила его стремление стать художником.

В 1912 году в его жизнь входит Новгород. Семья Лебединских приобретает землю на станции Званка Новгородской губернии, и у Бориса появляется возможность посещать Новгород, знакомиться с достопримечательностями. Тогда же были сделаны и первые зарисовки Новгородского кремля. Офорт «Новгородские стены» был представлен им на выпускной экзамен, а весной 1914 года на Международной выставке печатного дела и графики в Лейпциге «Новгородские стены» принесли молодому художнику серебряную медаль.

В Первую мировую Борис Лебединский был мобилизован на армейскую службу, но через полгода комиссован из-за болезни легких. Службу он проходил в Старой Руссе, в 178-м пехотном запасном батальоне, в казармах Вильманстрандского полка. Один из сослуживцев, полковой врач Михаил Павлович Глинка, стал его добрым знакомым на долгие годы.

Как художник, Лебединский много путешествует: он побывал в Карелии, Финляндии, на Урале, участвовал в составе экспедиции в поездке по Сибири. Сибирь произвела на него неизгладимое впечатление. Настолько, что в 1917 г. художник с семьей, женой и дочерью, переехал на жительство в Иркутск. Здесь их и застала весть о свершившейся в России революции.

Лебединский активно участвует в художественной и общественной жизни Иркутска: преподает рисование и черчение в учебных заведениях города, состоит Председателем Совета картинной галереи художественного музея, а потом занимает там должность хранителя. Занимается книжной графикой в качестве художника-иллюстратора Иркутского губернского издательства (впоследствии Восточно-Сибирского краевого издательства).

Борис Иванович Лебединский был деятельным членом Иркутского общества художников, непременным участником всех его выставок. В Сибири в творческую биографию художника, наряду с пейзажем, вошла и осталась одной из ведущих на всю жизнь тема исторического прошлого Иркутска. На посту председателя Иркутского общества художников Борис Иванович много сделал для объединения художественных сил в помощь культурному строительству новой Сибири. Иркутск делегирует его на I Всесибирский съезд художников, проходивший в Новосибирске.

Художник Лебединский, с юности увлеченный палеогеологией, экспедициями в дальние уголки Родины, был активным членом Восточно-Сибирского отделения Русского географического общества. По линии РГО работал в Комитете Севера, принимал участие в создании Сибирской советской энциклопедии.

В 1932 году Борис Иванович уехал в Ленинград. Сам Вениамин Петрович Семенов-Тян-Шанский, выдающийся географ, пригласил его научным сотрудником в свое любимое детище – Центральный географический музей, третий, после Эрмитажа и Русского музея, по богатству фондов. Лебединский участвует в создании видовых картин и панно, панорамных макетов, рельефных карт, географических моделей. Через этот замечательный музей, не имевший себе равных ни у нас, ни за границей, прошли все школьники Ленинграда и масса иностранных экскурсантов, открывая для себя удивительный мир географии.

Вдохновенный и самоотверженный труд в музее был прерван в апреле 1933 года. Б.И. Лебединский был осужден по ст. 58-10 и 11 УК за хранение антисоветской литературы – согласился помочь выселенной семье арестованного знакомого художника, не знавшей, куда деть библиотеку.

Этим знакомым художником был художник-реставратор и искусствовед Борис Васильевич Шевяков, научный сотрудник Новгородского исторического музея, мемориальная доска которому в рамках проекта «Последний адрес» совсем недавно была установлена на здании Никитского корпуса в Новгородском кремле. По сфабрикованному делу, за причастность к новгородскому филиалу контрреволюционной организации «Российское студенческое христианское движение», Б.В. Шевяков вместе с 12-ю новгородскими музейщиками в 1933 г. был осужден на 10 лет лагерей. Расстрелян в 1937 г.

Борису Ивановичу Лебединскому присудили пять лет лагерей. Отбыв год на страшных Соловках, он был условно-досрочно освобожден после многочисленных ходатайств и прошений о помиловании (говорят, что не обошлось без помощи Е.С. Пешковой, не раз в те годы вытаскивавшей из тюрем деятелей культуры). Проживать в Ленинграде Лебединскому строго воспрещалось, и художник с женой и дочерью выехал на жительство в уже знакомую Старую Руссу.

В Старой Руссе, при клубе фанерного комбината, Лебединский создает изостудию для рабочих комбината и их детей, со временем ставшую показательной, гордостью Ленинградской области: с рисовальным классом, граверной мастерской, фотолабораторией. Уже через несколько лет его студийцы с успехом выставляли свои работы в Ленинграде и Москве.

Среди хлопот и забот о студии Борис Иванович находил время и для собственного творчества. Из Старой Руссы он участвует в столичных выставках: так, в 1941 году, в Государственной Третьяковской галерее участвует небольшой работой маслом «Весна в Старой Руссе». Жизнь в новгородских краях возвращает художника к теме древнего Новгорода. Лебединский создает серию линогравюр: «Звонница Ярославова двора», «Башня Кокуй», «Ключевая башня», «Княжая башня», «Евфимьевская башня», «Новгородские стены», «Южная стена Кремля».

С началом войны, уже под бомбежками, практически с последним эшелоном, Лебединские эвакуировались в Горьковскую область. А в Старой Руссе остались все работы художника, итог 30-летнего труда (закопанные перед спешной эвакуацией офортный станок и 300 живописных и графических работ оказались безвозвратно утраченными).

В эвакуации художник находит себе работу – учителем в сельской школе, избачом, художником-оформителем.

В Иркутск Борис Иванович вернулся только в 1944-м. И сразу с головой окунулся в работу. Он преподает в художественном училище, работает художником Иркутского отделения Художественного фонда СССР, активно участвует в послевоенных областных, республиканских, всесоюзных выставках. Ярко Б.И. Лебединский проявил себя и на общественном поприще – возглавлял Иркутскую комиссию по охране памятников старины и искусства; в течение трех созывов избирался депутатом Иркутского городского Совета.

В Иркутске творчество художника обрело необыкновенную популярность и востребованность. Большими тиражами издаются его альбомы графики и живописи – с видами старого и нового Иркутска, природы Байкала. К слову, альбомы Лебединского о Байкале способствовали возникновению в 1960-х годах в СССР общественного движения в защиту уникального озера.

За заслуги в развитии советского искусства художник был удостоен звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР, награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Бориса Ивановича Лебединского не стало в 1972 году. В знак признательности к масштабу его личности в истории Иркутска на доме, в котором жил художник, установлена мемориальная доска.

Его произведения находятся в собраниях центральных музеев страны: Русского музея, Третьяковской галереи, Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, многих крупных коллекциях сибирских городов. Есть его произведения и в собрании картинной галереи Старорусского филиала Новгородского музея-заповедника: офорты, линогравюры, автолитографии новгородской, старорусской и сибирской тематики, переданные семьей художника.

Возвращению имени художника на Новгородскую землю способствовали выставки, организованные в Старой Руссе к его юбилейным датам. Большая персональная выставка Б.И. Лебединского состоялась в 2009 г. по инициативе внучки художника и носила символичное название «Возвращение». Екатерина Киселева, внучка Бориса Ивановича, тоже художник-график,

вот уже 10 лет живет в Великом Новгороде, переехав сюда из Иркутска. Ее стараниями память о замечательном мастере Борисе Ивановиче Лебединском живет на Новгородчине. 125-летие художника было отмечено большой выставкой его графических работ в залах Новгородской областной библиотеки и теплым вечером воспоминаний. 

Вам могут понравиться

На сайте auction-antares.ru используются cookie-файлы и другие аналогичные технологии. Если, прочитав это сообщение, Вы остаетесь на нашем сайте, это означает, что Вы не возражаете против использования этих технологий.
Узнайте больше