Пресс-папье Ягоды Россия 19 век

Просмотров: 1063
Артикул: 18603
Описание
Материал: Камень
Страна: Россия
Время: 19 век
Год: 1860-е
Состояние: Отличное
Длинна: 16 сантиметров
Ширина: 9 сантиметров
Высота: 2 сантиметров
Доставка осуществляется по всему миру в спецупаковке


Объёмная мозаика из различных цветных камней в жанре флористики. Работа уральских кустарей-гранильщиков, XIX в.
Объемная мозаика (малая пластика) — техника камнерезного искусства при которой скульптурная композиция собирается путем соединения объемных фрагментов вырезанных из разных пород цветных поделочных камней (самоцветов). Одна из сложнейших в художественном и техническом отношении техник мозаичного камнерезного искусства.
Объемная мозаика считалась у уральских мастеров одной из самых сложных техник. Каждую деталь для нее вырезали отдельно из поделочного или драгоценного камня, шлифовали, а затем объединяли фрагменты в композицию. Эта техника пришла в Россию из Флоренции: итальянские резчики несколько столетий создавали скульптуры святых и каменные натюрморты.
Уральские мастера освоили этот способ в XIX веке, когда помощник директора Екатеринбургской гранильной фабрики Александр Лютин заказал из Флоренции несколько образцов — пресс-папье с изображениями фруктов и птиц. В работе над подобными изделиями сложились два направления. Одно из них было ближе к европейскому стилю: камнерезы украшали свои изделия виноградными лозами с гроздьями аметистовых ягод. Другой же вариант стал исключительно уральской особенностью. Главным украшением в этом случае служили изображения местных ягод: малины, смородины, морошки, реже — крыжовника. Мастер обычно располагал их на каменной основе небольшой горкой.
К 1860-м годам пресс-папье в технике объемной мозаики стали популярны по всей России. В Екатеринбурге их изготавливали не только фабричные мастера, но и камнерезы-кустари. Цена одного такого изделия могла доходить до 500 рублей, тогда как гладкое яшмовое пресс-папье без накладки стоило всего около пяти рублей.
Каменные ягоды уральских мастеров стали настолько известны, что Павел Бажов посвятил этому искусству отдельный сказ «Хрупкая веточка». Его герой — сын знаменитого Данилы-мастера — научился вытачивать из поделочного камня миниатюрные веточки крыжовника, вишни и смородины.