Картина Пинхасович автор Харитонов 1970-е гг

130 000 ₽
Товар не доступен к заказу, но вы можете посмотреть другие товары из этой категории

Просмотров: 693

Артикул: 18124

Описание

Материал: Бумага

Страна: СССР

Время: не задано

Год: 1970

Автор: Александр Харитонов

Состояние: Отличное

Ширина: 42 сантиметров

Высота: 33 сантиметров

*Карандаш, есть сертификат подлинности

Местонахождение: Екатеринбург

Доставка осуществляется по всему миру в спецупаковке

Без рамы 18х27

 

Хартонов

 

ХАРИТОНОВ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ

Годы жизни: 1932–1993

Период: нонконформизм

Направления: живопись, графика

Жизнь и творчество

Один из самых своеобразных представителей «другого искусства» 1960–80-х, Александр Васильевич Харитонов родился 10 мая 1932 года в Москве, на Плющихе. Профессионального образования он не получил, учился в художественной школе, но был вынужден бросить ее: надо было зарабатывать на жизнь. Подростком он работал маляром и даже истопником в зоопарке.

Первое представление об изобразительном искусстве будущий художник получил в стенах Новодевичьего монастыря, куда его водила бабушка. Впечатления о многочисленных фресках, религиозная тематика и подчеркнутая декоративность, плоскостность композиции остались в его творчестве на протяжении всей жизни.

Своими учителями уже сложившийся мастер Александр Харитонов называл Фёдора Достоевского, Николая Гоголя, Алексея Саврасова, отца Павла Флоренского и Вольфганга Амадея Моцарта.

Такой неожиданный «набор» учителей, состоящий из мыслителей, писателей, композиторов и религиозных деятелей, очень точно характеризует творчество художника: его очень атмосферные, светлые и сложно сконструированные пейзажи воспринимаются как барочная музыка и почти всегда имеют философский религиозный подтекст, заставляющий перенести мысли из плоскости восприятия эстетики к неким этическим максимам.

По словам самого художника, его живопись как с технической, так и с философской точек зрения зиждется на трех китах: византийской и древнерусской иконописи, а также на старинной русской церковной вышивке драгоценными камнями, жемчугом, бисером. Именно к наборной вышивке, а вовсе не к французской модернистской технике пуантилизма отсылают нас тонко сделанные, филигранные работы художника, поражающие обилием деталей и мастерским владением штрихом в графических работах и многочисленными точечными локальными мазками и слоями краски в живописных композициях.

В зависимости от тематики, творчество художника принято делить на два периода. Ранний — с конца 1950-х и до конца 1960-х, когда внимание Харитонова было сосредоточено на создании фантастических, на грани гротеска, сюжетов с философским подтекстом, вдохновленных православной историей и культурой древней Руси, и зрелый — 1970-е и до 1986 года, когда художник от фантазийных композиций перешел к созданию пейзажей, а в жанровой части своего искусства полностью ушел в православную живопись и графику, начал писать романтически-сказочные, восходящие к христианской иконографии картины с миниатюрными храмами. Кроме этих двух периодов, в творчестве автора можно выделить еще целый ряд ученических работ, созданных до конца 1960-х годов, отличающихся близкой к реалистической манере техникой, и композиции, выполненные после 1986-года: в этом году художник перенес удар, после которого его частично парализовало и он мог работать только левой рукой, создавая небольшие по размерам композиции, в которых развивал сюжеты и мотивы предыдущих лет, и время от времени обращался к абстракции.

В 1958 году он впервые участвовал в выставке нонконформистов в МГУ и с 1975 года стал постоянным экспонентом групповых выставок «другого искусства».

Инаковое и своеобразное — творчество художника было достаточно популярно при его жизни, и сегодня, по прошествии четверти века после его смерти в 1993 году, оно сохраняет свою огромную притягательность для знатоков и любителей искусства всех возрастов.

При жизни Александр Харитонов не имел персональных выставок на значимых площадках внутри страны. Первое появление в ведущем отечественном музейном пространстве состоялось во время групповой выставки «Другое искусство» в Государственной Третьяковской галерее в 1990/1991. В то же время, начиная с 1970-х годов, его работы входили в экспозиции более чем 20 выставок неофициального искусства за рубежом: во Франции, Швейцарии, ФРГ, Дании, Италии, Великобритании, Японии и США. На счету художника участие минимум в трех биеннале: Венецианской (1977), Туринской (1978) и биеннале в Беллинцоне (Швейцария, 1978).

Произведения художника находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи (Москва), Московского музея современного искусства, Музея Людвига (Кёльн, Германия), Художественного музея Тампере (Финляндия), Музея Циммерли Ратгерского университета (Нью-Брансуик, США) и др. География основных частных коллекций, как для русского художника своего периода, традиционно широкая: Россия, Украина, Чехия, Италия, Германия, Франция, Япония, США.

Финансовые показатели

Самобытность художника выражается и в восприятии его творчества арт-рынком: для коллекционеров Харитонова важна скорее сюжетность, узнаваемость, индивидуальность автора, а не год написания работы. В тройку самых дорогих его работ вошли картины, написанные в различные периоды его творчества: композиция «Дамы в розовом и белом», созданная в 1976 году и проданная в 2007 за £105 тыс., поздняя работа «Умиротворение, или Большой Ангел над миром» (1986–1988), цена которой составила £120 тыс. в 2014 году, и, наконец, «Вера» из серии «Волшебница» (1965), проданная за $145 тыс. в 2008 году.

Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации художник имеет 109 аукционных продаж. Средняя стоимость проданной работы — $35,2 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $2,53 млн. Имеет положительный баланс проданных и непроданных работ: 72 на 37 (66 % всех торгов завершились продажей).

Вам могут понравиться

На сайте auction-antares.ru используются cookie-файлы и другие аналогичные технологии. Если, прочитав это сообщение, Вы остаетесь на нашем сайте, это означает, что Вы не возражаете против использования этих технологий.
Узнайте больше