Эрнст Людвиг Кирхнер: торжество первобытной энергии и сочных цветов

08.05.2020

Людвиг Кирхнер (Ernst Ludwig Kirchner) — великий немецкий художник начала ХХ века, идейный вдохновитель одного из самых известных течений в искусстве — экспрессионизма. Творчество Людвига Кирхнера, в отличие от импрессионизма, уносившего зрителя в мир грез, буквально заставляло осознать реальность и взглянуть на окружающую действительность без прикрас. Людвиг Кирхнер остро реагировал на индустриализацию, урбанизацию с ее отчуждением людей друг от друга и «одиночеством в толпе». Художник старается понять место человека в современном мире. В его работах выражается внутренняя тревога — ведь утратившее духовность общество обречено на гибель.

Эрнст Людвиг Кирхнер. «Автопортрет у окна», 1921

Людвиг Кирхнер полагал, что под покровом западной цивилизации живут могущественные силы, как созидательные, так и разрушительные. Он рассчитывал, что творчество художников-экспрессионистов поможет направить их в нужное русло.

 

Художник Людвиг Кирхнер: биография и творчество

Людвиг Кирхнер родился в Баварии 6 мая 1880 года, и в 1901 году приступил к изучению архитектуры в Дрезденской технической школе. Там он подружился с Фрицем Блейлем (Fritz Bleyl), их весьма радикальные взгляды на искусство полностью совпадали. Будущий гений решил полностью посвятить себя живописи.

Эрнст Людвиг Кирхнер. «Лежащая обнаженная в соломенной шляпе», 1909

Людвиг Кирхнер вместе со своими коллегами-студентами Карлом Шмидтом-Роттлуфом (Karl Schmidt-Rottluff) и Эрихом Хеккелем (Erich Heckel) основали группу Die Brücke («Мост»), с которой и началось, собственно, формирование немецкого экспрессионизма. Идеологом движения стал Людвиг Кирхнер: он нашел свой путь и смело вступил на неизведанную дорогу. Позднее к союзу присоединились Василий Кандинский, Август Маке и Алексей фон Явленский.

Эрнст Людвиг Кирхнер. «Групповой портрет участников группы Мост», 1926-1927

Соратники собирались в старой мясной лавке, которая служила им мастерской, организовывали передвижные выставки во многих городах Германии, а летом выезжали на Морицбургские озера. Творили задорно, с огоньком, вдохновленные близостью к природе, любовью, молодостью и полной свободой. Естественно, местные полицейские без восторга относились к веселым предшественникам хиппи, не стеснявшимся ходить нагишом и рисовать обнаженных натурщиц, и пристально наблюдали за их богемной жизнью.

Эрнст Людвиг Кирхнер. «Суд Париса», 1913

Раннее творчество художника несет на себе отпечаток влияния первобытного искусства диких народов Африки и Полинезии, Винсента Ван Гога (Vincent Van Gogh), Поля Гогена (Eugène Henri Paul Gauguin) и французской группы «Наби», активно работавшей с цветом. Особый интерес, испытываемый к деревянным гравюрам Альбрехта Дюрера (Albrecht Dürer), красной нитью пронизывает все творчество живописца. Гений сумел возродить старинное национальное искусство в собственном уникальном стиле, посредством урезанных линий и динамичных композиций.

Эрнст Людвиг Кирхнер. «Воскресенье в Альпах. Сцена у колодца», 1925

В то время были уже и фовисты, но Людвиг Кирхнер и «мостовцы» пока не знали о них. Почему же работы мастеров, творивших независимо друг от друга, зачастую оказывались удивительно похожими? Может быть, развитие искусства — это объективный процесс, как и развитие науки? Ведь художники-дадаисты также пришли к похожим результатам, находясь по разные стороны Атлантического океана.

В 1911-м Людвиг Кирхнер поселяется в Берлине, где встречает сестер Шиллинг. Сначала он увлекся младшей, Гердой, но потом отдал свое сердце Эрне, которая стала для гения моделью, музой и просто любимой женой до конца дней.

Эрнст Людвиг Кирхнер. «Девушка под японским зонтиком», 1909

Сложная, напряженная жизнь в большом городе не могла не сказаться на его творчестве: живопись стала более агрессивной, жесткой. На произведениях появляются новые персонажи: женщины легкого поведения, мошенники, хлыщи и другие отбросы буржуазного общества. При взгляде на картины того периода как-то сразу ощущается неизбежность грядущей войны, настолько неприглядным и мрачным предстает перед нами мир. Идиллия кончилась, пришло время «настоящего» экспрессионизма.

В 1913-м, пиковом году в становлении искусства нового века, после написанной Людвигом Кирхнером «Хроники» распадается «Мост». По мнению соратников, лидер движения слишком педалировал свою роль в союзе, «перетягивая одеяло на себя». Отныне каждый пошел своей дорогой...

Эрнст Людвиг Кирхнер. «Городской парк в Шёнеберге», 1913

В 1914 году Людвиг Кирхнер уходит на фронт добровольцем. Спустя всего пару месяцев с начала «кровавого карнавала» он зарабатывает нервный срыв и попадает в психиатрическую лечебницу. Пытаясь преодолеть душевное расстройство, художник пристрастился к морфину.

В 1915-м, комиссовавшись из-за легочной болезни, Людвиг Кирхнер проходит курс восстановления в санатории. В 1917 он переезжает в Швейцарию, где пишет горные пейзажи.

Эрнст Людвиг Кирхнер. «Потсдамская площадь», 1914

Постепенно жизнь вошла в свою колею. Здоровье мастера поправилось, окружающая красота благотворно воздействовала на его нервы. В 1919-1920 годах художник плодотворно работал, в Германии и Швейцарии с успехом прошли выставки его картин. Настроение постепенно меняется, становится более умиротворенным, спокойным. Безысходный ужас войны сменили безмятежные виды, мирные городские зарисовки, приветливые лица. В 1925 году Людвиг Кирхнер долго путешествует по Германии, а в 1930 году становится членом Прусской академии искусств.

В 1933 г. живописец — в зените славы. Но пришедшие к власти в Германии нацисты объявляют художника «дегенератом от искусства» и изымают из музейных фондов 639 его полотен. 25 картин Гитлер сам отобрал для печально известной выставки «дегенеративного искусства», которое фюрер считал «оскорблением нации».

Мы можем только догадываться, что чувствовал тогда человек, посвятивший жизнь возрождению национального духа в искусстве. Травматическое воздействие этих событий привело к самоубийству — 15 июня 1938 года художник застрелился из ружья во дворе своего дома. Похоронен на кладбище Waldfriedhof в Давосе.

Эрнст Людвиг Кирхнер. «Автопортрет в солдатской форме», 1915

Самые известные картины Людвига Кирхнера

Картины Людвига Кирхнера — своеобразные вехи, по которым можно проследить творческий путь гения и понять изменения в его мировоззрении. Все работы предельно искренни, в них художник не боится быть веселым, озорным или страдающим, злым и даже испуганным:

  • «Девушка под японским зонтиком» (1909) — своеобразный ответ на «Голубую обнаженную» Анри Матисса. Фигуры на заднем плане — отсылка к немецкой колонии Палау.
  • «Городской парк в Шёнеберге» (1913) — пространство «вздыблено», наблюдатель смотрит на поверхность сверху, но фигуры и дома при этом даны на уровне глаз.
  • «Потсдамская площадь» (1914) — картина передает впечатления художника от предвоенной германской столицы. Нервозность восприятия усиливается искаженными пропорциями, изломанными силуэтами.
  • «Автопортрет в солдатской форме» (1915) — искалеченная правая рука как символ, указывающий на невозможность сосуществования искусства и войны.
  • «Зимний пейзаж в лунном свете» (1919) — картина написана в очень узнаваемой манере, за которую Людвига Кирхнера считают одним из лучших пейзажистов первой половины ХХ века.

Эрнст Людвиг Кирхнер. «Зимний пейзаж в лунном свете», 1919

Верная Эрна пережила художника на 7 лет и успела застать конец войны. Сразу после смерти Людвига Кирхнера его вдова была рада продать работу супруга за копейки. А в 2006 году картина «Уличная сценка в Берлине» ушла с молотка на аукционе Christie's за 38,1 миллиона долларов! Ее купил нью-йоркский «парфюмерный король» Рональд Лаудер для галереи Neue Gallery.

Эрнст Людвиг Кирхнер. «Уличная сценка в Берлине», 1914

Лайф 1

На сайте auction-antares.ru используются cookie-файлы и другие аналогичные технологии. Если, прочитав это сообщение, Вы остаетесь на нашем сайте, это означает, что Вы не возражаете против использования этих технологий.
Узнайте больше